Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ |
Педагогический проект «Формирование критического мышления младших школьников в условиях медиаобразования»
Педагогический проект
«Формирование критического мышления младших школьников в условиях медиаобразования» Учитель начальных классов МБОУ лицей № 15. г. Ставрополя Максименко Татьяна Валентиновна ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. В условиях развития современного общества актуальным является формирование человека демократического общества с развитым критическим мышлением. Свободная творческая личность, обладающая развитыми навыками критического мышления, способна к конструктивной и креативной деятельности. Именно критическое мышление личности способствует ее быстрой ориентации в меняющихся событиях современного мира, помогает сопротивляться манипулятивному воздействию средств массовой информации. Критический осмысленный взгляд на динамично меняющееся пространство социально-культурной реальности является атрибутом современного человека, его активного познания мира, стремления к преобразованию. Медиапространство изменило мышление школьников. Оно отражает способность школьников осваивать информацию на основе интеллектуальной рефлексии, знания и навыков интерпретации и анализа текстов, образов медиакультуры. Восприятие медийной информации раскрывается как смысловая задача и требует специальной обученности школьников на основе деятельностного подхода в процессе медиакоммуникации. . Сформулирована научная проблема проекта: выявление и обоснование педагогических условий развития критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики. Объект: процесс обучения в младшей общеобразовательной школе. Предмет: развитие критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики. Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможность развития критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики. Задачи проекта: 1) Раскрыть сущность содержания понятия «критическое мышление» и выявить специфику его значении в младшем школьном возрасте. 2) Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность применения в учебном процессе школы системы по развитию критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики. 3) Определить содержание критериально-диагностического инструментария (критерии и уровни) развития критического мышления младших шольников. База проведения проекта МБОУ лицей №15 города Ставрополя. Сфера применения: урок и внеурочная деятельность. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА. Понятие критическое мышление вошло в педагогику в середине ХХ века. На английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить. Ученики задаются вопросами: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Подтверждается ли данная информация фактами?», «Как я могу использовать эту информацию?» Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире. Чтобы раскрыть сущность содержания понятия «критическое мышление» обратимся к заключениям научных исследователей. Джонсон [Johnson, 1985, p1.] определял критическое мышление «как особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Брюшинкин В.М. отмечал, что «критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. Федотовская Е.И. рассматривает критическое мышление с психологической точки зрения, где акцент делает на мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: синтез, анализ и оценку, выявление проблем, выдвижение гипотез, прояснение ситуаций, анализ аргументаций и др. Технология критического мышлениядолжна научить младших школьников школьников:
Технология критического мышления включает в себя 3 стадии:
На стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии – необходимо «разбудить мысль». Этап урока «Вызов» предназначен для того, чтобы вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; заинтересоватьв новой теме; влючить учащихся в активную работу.
Приемы для стадии вызова разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе. Корзина идей — в условную «корзину» тезисно записываются все предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные знания. Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться. Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся. Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..? Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией. Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать знания. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем «гроздья» кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу. На стадии осмысления (содержания) учащиеся под руководством учителя и с помощью своих одноклассников ответит на вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии.Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией. Представить информацию можно по-разному. Это может быть:текст параграфа учебника;текст, подготовленный учителем;фильм;презентация;доклад одноклассника;таблица;лекция;статья, лекция в интернете;аудиоматериал и пр. Приемы для стадии осмысления (содержания). Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод Идеал. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор. Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
На стадии рефлексии происходит размышление и обобщение того, «что узнал» учащийся на уроке по данной проблеме. Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна:
Универсальность приёмов заключается в том, что почти все их можно использовать на любой стадии образовательной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончанию реализации проекта ожидаемые результаты включают в себя :
Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления в условиях медиаобразования и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА. Проект рассчитан на длительный период, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. | |||||||
Просмотров: 143 | |
Всего комментариев: 0 | |