Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ

Педагогический проект «Формирование критического мышления младших школьников в условиях медиаобразования»
Педагогический проект

«Формирование критического мышления младших школьников в условиях медиаобразования»


Учитель начальных классов МБОУ лицей № 15. г. Ставрополя Максименко Татьяна Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. В условиях развития современного общества актуальным является формирование человека демократического общества с развитым критическим мышлением. Свободная творческая личность, обладающая развитыми навыками критического мышления, способна к конструктивной и креативной деятельности. Именно критическое мышление личности способствует ее быстрой ориентации в меняющихся событиях современного мира, помогает сопротивляться манипулятивному воздействию средств массовой информации. Критический осмысленный взгляд на динамично меняющееся пространство социально-культурной реальности является атрибутом современного человека, его активного познания мира, стремления к преобразованию.
Медиапространство изменило мышление школьников. Оно отражает способность школьников осваивать информацию на основе интеллектуальной рефлексии, знания и навыков интерпретации и анализа текстов, образов медиакультуры.  Восприятие медийной информации раскрывается как смысловая задача и требует специальной обученности школьников на основе деятельностного подхода в процессе медиакоммуникации.
.  

Сформулирована научная проблема проекта: выявление и обоснование педагогических условий развития критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики.
Объект: процесс обучения в младшей общеобразовательной школе.

Предмет: развитие критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики.
Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможность развития критического мышления младших школьников средствами медиапедагогики.
Задачи проекта:
1) Раскрыть сущность содержания понятия «критическое мышление» и выявить специфику его значении в младшем школьном возрасте. 
2) Теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность применения в учебном процессе школы системы по развитию критического мышления младших школьников  средствами медиапедагогики. 
3) Определить содержание критериально-диагностического инструментария (критерии и уровни) развития критического мышления младших шольников. 
База проведения проекта МБОУ лицей №15 города Ставрополя.
Сфера применения: урок и внеурочная деятельность.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Понятие критическое мышление вошло в педагогику в середине ХХ века. На английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить. Ученики задаются вопросами: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Подтверждается ли данная информация фактами?», «Как я могу использовать эту информацию?» Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.
Чтобы раскрыть сущность содержания понятия «критическое мышление» обратимся к заключениям научных исследователей.
Джонсон [Johnson, 1985, p1.] определял критическое мышление «как особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения».
 Брюшинкин В.М. отмечал, что «критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям.
Федотовская Е.И. рассматривает критическое мышление с психологической точки зрения, где акцент делает на мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: синтез, анализ и оценку, выявление проблем, выдвижение гипотез, прояснение ситуаций, анализ аргументаций и др.
Технология критического мышлениядолжна научить младших школьников  школьников:
  • Умению мыслить.
  • Формированию и отстаиванию своей точки зрения.
  • Партнерские отношения.
  • Умению сотрудничать.
  • Гибкости мышления.
  • Умению слушать.
  • Организации своей деятельности.
  • Самореализации, сохранения ценностей.
  • Пониманию себя и пониманию других.
  • Способности оценивать свои действия. Рефлексии.
Технология критического мышления включает в себя 3 стадии:
  1. стадия вызова
  2. стадия осмысления (содержания)
  3. стадия рефлексии.
На стадии вызова осуществляется одна из самых важных функций технологии – необходимо «разбудить мысль». Этап урока «Вызов» предназначен для того, чтобы вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; заинтересоватьв новой теме; влючить учащихся в активную работу.
Приемы для стадии вызова разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе.
Корзина идей — в условную «корзину» тезисно записываются все предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные знания.
Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать знания. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем «гроздья» кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
На стадии осмысления (содержания) учащиеся под руководством учителя и с помощью своих одноклассников ответит на вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии.Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.
Представить информацию можно по-разному. Это может быть:текст параграфа учебника;текст, подготовленный учителем;фильм;презентация;доклад одноклассника;таблица;лекция;статья, лекция в интернете;аудиоматериал и пр.
Приемы для стадии осмысления (содержания).
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод
Идеал. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Аргументы За Против
     
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
На стадии рефлексии происходит размышление и обобщение того, «что узнал» учащийся  на уроке по данной проблеме.
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
«Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Универсальность приёмов заключается в том, что почти все их можно использовать  на любой стадии образовательной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
      По окончанию реализации проекта  ожидаемые результаты включают в себя :
  • повышение информативной грамотности в учебной деятельности; 
  • применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности;
  • новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  • повышение культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой деятельности в медиапространстве (понимать воздействия медиа на личность и общество; осознавать процессы массовой коммуникации; понимать контекстность медиа; способность оценивать содержание медиатекстов). 
Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления в условиях медиаобразования и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
   Проект рассчитан на длительный период, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта.

 


 
Категория: ОБУЧЕНИЕ | Добавил: Вахненко (11.12.2021)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar