Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ |
Первые результаты реализации ФГОС начального общего образования: достижения Первые шаги ИССЛЕДОВАТЕЛЯ (окружающий мир)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы. Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, где впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит не только успешность обучения детей в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь. Психологами доказано, что именно младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. И упустить этот период в развитии ребёнка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. В Концепции федеральных государственных стандартов 2-го поколения есть цитата: «Развитие личности – смысл и цель современного образования». Это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал 50 лет назад. ( Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.) Л.В. Занков выстроил систему развивающего обучения, цель которой совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием. Основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения, а, следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с представлением простора его индивидуальности, т. е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития личности. Основными результатами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий и опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний Метапредметные УУД могут быть разделены на 3 группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Я хочу показать на фрагментах своих уроков окружающего мира, как ребята – юные исследователи овладевают метапредметными УУД. Видеоролик 1. Опыт. Свойство воды- бесцветность. Опыт2. Свойство воды – прозрачность. Опыт3. Свойство воды – текучесть. Опыт4. Свойство воды – вода принимает форму того сосуда в котором она находится. Видеоролик 2. Работа с информацией. Тексты о значении и использовании воды. Ответьте на вопросы и сделайте вывод. 1.Что происходит при недостатке воды у живых существ? 2.Как долго может прожить без воды человек? 3.Где мы используем воду? Как помогает вода человеку? Умения учащихся сфере регулятивных УУД: - Умение организовать свою деятельность. Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает. - Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщен урок. - Умение планировать учащимися способов достижения целей (учитель помогает, советует). Учащиеся определяют для себя: чему я буду учиться? - Самостоятельно ставят новую учебную задачу. - Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует) - Умение определить наиболее эффективные способы достижения результата. - Умение вносить необходимые дополнения и корректировать в учебной деятельности. - Умение осознавать способа действия, приведения к успеху или неуспеху. - Умения учащихся сфере познавательных УУД: - Умение решать проблемы поискового характера. - Умение искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - Умение использовать знако- символические средства представления информации (таблицы). - Умение строить высказывания в устной и письменной форме. - Умение сравнивать по заданным критериям. Это познавательное действие направлено на изучение объекта через сопоставление его с другим объектом. - Умение анализировать с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать строит ь логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. - Учитель помогает учащимся двигаться от одного этапа выполнения задания к др., задавая подводящие вопросы. Например – Что именно нам нужно делать? Что получим в результате? Зачем это делаем? - Умение применять известный способ действия при выполнении учебной задачи. Умения учащихся сфере коммуникативных УУД: - Умение допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т. ч. Не совпадающих с его собственной. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. -Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т. ч. в ситуации столкновения интересов - Уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, и что нет. - Уметь задавать вопросы. - Уметь адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. | |
Просмотров: 92 | |
Всего комментариев: 0 | |