Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ

Первые результаты реализации ФГОС начального общего образования: достижения Первые шаги ИССЛЕДОВАТЕЛЯ (окружающий мир)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного воспитания первостепенной важности, обязательное условие поступательного развития страны и консолидации гражданского общества, государственный заказ для школы.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, где впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит не только успешность обучения детей в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь.
           Психологами доказано, что именно младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. 
          И упустить этот период в развитии ребёнка – значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения.
В Концепции федеральных государственных стандартов 2-го поколения есть цитата: «Развитие личности – смысл и цель современного образования».
        Это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал  50 лет назад.
( Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.)
Л.В. Занков выстроил систему развивающего обучения, цель которой совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием. Основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения, а, следовательно, и руководящей роли учителя с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с представлением простора его индивидуальности, т. е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития личности.
Основными результатами образования в начальной школе являются:
формирование предметных и универсальных способов действий и опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
     К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
     К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
     К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний


Метапредметные УУД могут быть разделены на 3 группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Я хочу показать на фрагментах своих уроков окружающего мира, как ребята – юные исследователи овладевают метапредметными УУД.
Видеоролик 1.
Опыт. Свойство воды- бесцветность.
Опыт2. Свойство воды – прозрачность.
Опыт3. Свойство воды – текучесть.
Опыт4. Свойство воды – вода принимает форму того сосуда в котором она находится.
Видеоролик 2.
Работа с информацией. Тексты о значении и использовании воды.
Ответьте на вопросы и сделайте вывод.
1.Что происходит при недостатке воды у живых существ?
2.Как долго может прожить без воды человек?
3.Где мы используем воду?  Как помогает вода человеку?

Умения учащихся сфере регулятивных УУД:
- Умение организовать свою деятельность. Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.
- Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь.   Урок ведётся в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщен урок.
- Умение планировать учащимися способов достижения целей (учитель помогает, советует). Учащиеся определяют для себя: чему я буду учиться?
- Самостоятельно ставят новую учебную задачу.
- Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)
- Умение определить наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение вносить необходимые дополнения и корректировать в учебной деятельности.
- Умение осознавать способа действия, приведения к успеху или неуспеху.

- Умения учащихся сфере познавательных УУД:
- Умение решать проблемы поискового характера.
- Умение искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
- Умение использовать знако- символические средства представления информации (таблицы).
- Умение строить высказывания в устной и письменной форме.
- Умение сравнивать по заданным критериям. Это познавательное действие направлено на изучение объекта через сопоставление его с другим объектом.
- Умение анализировать с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать строит ь логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- Учитель помогает учащимся двигаться от одного этапа выполнения задания к др., задавая подводящие вопросы. Например – Что именно нам нужно делать? Что получим в результате? Зачем это делаем?
- Умение применять известный способ действия при выполнении учебной задачи.

Умения учащихся сфере коммуникативных УУД:
- Умение допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т. ч. Не совпадающих с его собственной.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.  ч. в ситуации столкновения интересов
- Уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, и что нет.
- Уметь задавать вопросы.
- Уметь адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.









 
Категория: ОБУЧЕНИЕ | Добавил: Вахненко (12.12.2021)
Просмотров: 92 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar