Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ

Современный урок музыки в свете требований ФГОС
В наше время в педагогике большое внимание уделяется личности ребенка, задача учителя -  предоставить ему возможность саморазвития, способствовать формированию высококультурной, развитию у учащихся умений слушать друг друга. Излагать свои мысли. Критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе; создавать условия для обучения постановке целей и достижению их. .. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, поколения ориентированы на результат в этом отличительная черта от старых стандартов критерий которых было важно процесс и содержание урока.
 
  1. Давайте разберемся, что подразумевают понятия современный и актуальный?
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, существенный для настоящего времени, он обязательно закладывает основу для будущего.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель
образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться". Новый стандарт отвечает современным требованиям. Ученик центральная фигура, роль учителя - выстроить вместе с учеником, зная его возможности, его стартовый уровень, зону ближайшего развития, учебно-познавательную деятельность.
  1.  Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку музыки в соответствии с требованиями ФГОС?

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках»
К вашему вниманию прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Цели и задачи.
- Четко определить и сформулировать  для себя  тему урока
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем для развития.
-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений;
-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
3. Системно-деятельностного подхода.
 Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, проявлял свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владел приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, и развивать самостоятельную деятельность школьников.
5. Эффективный метод.
На уроках учащиеся выявляют функции музыки в жизни общества, в своей жизни, ассоциативные связи с разными видами искусства в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, осваивают процесс организации досуга и самообразования.
 
6. Организационно-деятельностные игры.
На уроках я активно использую игровые ситуации, изобразительную деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, музицирование, инсценирование песен,  написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.
Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется  «Ассоциация».
Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах) 
Результат работы групп.
         5-10 минут.
К Компетентность Критичность Креативность Культура
О Органичность, основательность Отдача, оптимально Открытие
Ответственность
Образованный, осознанный
М Моделирование Мотивация Методика Мастер
Ф Фантазия Формирование Функциональный Фундамент
О Отдых, осмысленный Открытие, организованный Обучение Опора, озарение
Р Радость Развитие Рост Результат, рефлексия
Т Тепло Творчество Талант Темп

7. Требования к технике проведения урока
  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должен быть оптимальным,  действия учителя и учащихся - завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.
  4. атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, сочетать различные методы и приёмы обучения;
  6. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 Успех в большой степени зависит от умения учителя грамотно выстроить, наполнить содержанием все структурные компоненты урока. Главное – побудить детей думать, размышлять, сомневаться, делать выводы.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форм урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Образовате-льная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
 В конце XIX века Константин Петрович Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: «ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное».
        Главной целью для меня является развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, становление нравственной позиции.
В заключении было бы уместным процитировать китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».


Список использованной литературы
1.Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС// 2012.
2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
3.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.- 30 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Просвещение, 2009. -7-8 с., 26 с.


 
Категория: ОБУЧЕНИЕ | Добавил: Вахненко (28.11.2021)
Просмотров: 91 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar